?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...а по сути так мало про Тибет знаем :)

  В Тибете полиандрия существует с давних времён, и объясняется она здесь не любвеобильностью женщин и не их дефицитом, а, прежде всего, экономическими причинами. Дело в том, что бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей, и сохранив для них общий родительский кров. Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете - возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог разорить многих тибетцев. 


  В таких семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку. Все братья вместе ведут хозяйство, а брачное ложе жены они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери. Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.
  Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.
  Многие молодые тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало - это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться браться сразу из нескольких семей.
  Несколько лет назад я ходила на курсы английского, на которых учились люди с разных концов света. На занятиях мы постоянно делали сообщения о традициях или культуре своих стран (что очень интересно, т.к. одно дело, когда читаешь об этом, и совсем другое, когда абориген сам рассказывает. Опять же вопрос задать можно).  И был среди нас тибетский монах-расстрига. И рассказал он нам дивную историю о традиционных семейных отношениях...
  Итак, НДжи доложил нам, что модель семьи, которая к нынешним временам уже отмерла, но в глухих деревнях местами ещё держится, - многомужие.  Женщина выходит замуж за всех братьев семьи, переезжая в их дом.
  Если в доме есть маленькие братья, то они ждут поры совершеннолетия и тоже вступают с ней в брак. Невесту подбирают средного возраста, старшему, но под всех братьев (т.е. когда старший совсем уже стар, то в наличии ещё имеется муж молоденький, что, как отметил НДжи, очень полезно для здоровья женщины). Чем больше в семье сыновей, тем привлекательнее для невест дом, тк большее количество добытчиков делают дом благосостоятельнее.
  За семью, в которой всего один или два сына, хорошую невесту не отдадут. Придётся довольствоваться либо сироткой, либо что осталось.  Такая модель удобна тем, что оставляя наследство, не нужно делить хозяйство, т.е. с годами оно, по идее, должно расти и шириться.
  На этом он закончил свою речь и просил задавать вопросы, если вдруг непонятно..  У китаянок к нему вопросов, разумеется, не было, а мы, переварив (точнее, НЕ
 переварив) услышанное, начали. Первым выступил француз:
  - А как же решается проблема, когда кому спать с женой?
  НДжи не понял вопроса.
  Ему на разные лады разъяснили, он удивился:
  - Здесь нет никакой проблемы, это решает жена.
  Француз обиделся:
  - А другие что, ждут? Расписание что ли?
  - Нет никакого расписания.. Кого она позовёт, тот и идёт.
  Девушки оживились. Мы слыхали, что Тибет - Колыбель Цивилизации и Центр Мироздания, но теперь это приобретало реальные черты, действительно, как мудро всё устроено.
  - А если одного она всё время не зовёт и не зовёт? - забеспокоился за далёкого тибетского мужа француз.
  - Значит, ему нужно постараться, чтобы заслужить её внимание. Лучше работать, например.
  Француз присвистнул. Он чувствовал, что тибетецы где-то что-то не понимают, и ему нетерпелось привести ситуацию к понятному знаменателю. Попытавшись сделать ещё несколько заходов, он, тем не менее, неизменно упирался в спокойное "Она решает".
  - А чьи, простите, считаются дети? - поднял руку венгр-молодожён.
  - Как чьи? Всех, хотя в некоторых сёлах считалось - старшего брата.
  - Их не различают по отцам?
  - Нет.
  - И тебе неинтересно знать, который из 10 сыновей - твой?
  - Все мои.
  - Ага, щаз! - оживилась мужская часть класса.
  - Это неважно. Эти дети принадлежат одному роду, и если кто-то из отцов погибнет, другие будут кормить всех детей как своих, а для матери и так не важно, кто отец её ребёнка, она будет заботиться обо всех одинаково, но чем больше мужчин кормят её детей, тем лучше.
   - А как на счёт ревности? Братья не ревнуют, не ссорятся? - не унимался француз.
  - Как они могут ревновать, если это их всех жена?
  - Ну прям совсем?
  - Совсем. Наверное.
  - Ну вот тебе совсем-совсем радостно было бы смотреть, как брат идёт с твоей женой в спальню?!
  - Так это и его жена тоже.
  - То есть тебе дела нет?
  - Нет.
  - А если сосед косо посмотрит на твою жену, тебе тоже дела нет?
  - Как это посмотрит?
  - А вот так! - и француз изобразил вызывающий, приямо-таки
 страстно-испепеляющий взгляд и помотал бровями.
  - Нет. Сосед так не посмотрит. Его убить могут.
  - ААААА!!! - завопил класс, довольный, что ревность всё-таки существует и значит, если Шекспир покопался бы там повнимательнее, то всё бы там нашлось. Всё как у людей.
   Но меня беспокоил другой вопрос:
  - А что, если жене не хочется исполнять супружеские обязанности с каким-то из мужей?
  - Как это не хочется? - удивился НДжи, ход европейской мысли опять ставил его в тупик, - Как не захочется?
  Тут все девушки наперебой начали объяснять:
  - А так вот и не захочется!
  - Ну не нравится один, хоть режь!!
  - Ну совсем плохой, плохо работает, во!!!
  - Ну не может она с ним идти, со всеми без проблем, а с этим - ну никак!
  Француз и венгр в один голос радостно:
  - А это уже ЕЁ проблемы!!!
  Девицы загалдели, начался базар стенка на стенку, который клубился бы ещё долго, но смолк в одно мгновенье, разбившись о тихий голос НДжи:
  - Нет. Это как раз - ЕГО проблема. Его большая проблема.
  Мы затихли. И он поведал нам грустную историю о том, что если с одним мужем жене не хочется спать, или невзлюбит его так, что превозмочь уже никак, то начинается чёрная полоса в жизни мужчины.
  Сначала, когда неприязнь ещё не озвучена официально, он просто старается изо всех сил, чтобы заслужить её расположение. Братья исподволь ему помогают. Если успехов никаких, то ему даётся испытательный срок, и если и это не приводит к доброму результату, то в игру вступает ПОСЛЕДНЯЯ карта. Самая последняя:  к женщине приходит Свекровь!.....
  (Девчонки! Прежде, чем читать дальше - приготовьте салфетку, чтобы утереть скупую слезу, прольющуюся над несовершенством мироздания):
   К женщине на поклон приходит свекровь. И, стоя на коленях, просит пожалеть её сына и позволить ему остаться. Хотя бы ещё на время. Она выслушает много обидных слов о своём сыне, которого она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить, лишь бы сыну было позволено остаться.  Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять её просьбу и оставить мужчину в доме.
   В этом месте класс замер... Как изменился мир!  Тишину нарушил француз, как наименее сочувствующий тибетской модели семьи:
  - А что будет, если она скажет "Нет"?
  - Тогда ему нужно уйти. Пути у него два - в монастырь или в наёмные
 работники, жить при каком-то доме и работать только за еду.....

пришло по мылу сегодня, аффтора не знаю :)


Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
probel
15 авг, 2012 12:53 (UTC)
Алис, там есть ещё продолжение. Почему он стал монахом расстригой :))
alisa18
15 авг, 2012 14:17 (UTC)
Дай ссылку! ;)
vplusplus
15 авг, 2012 14:46 (UTC)
На мой взгляд, культурно-социальное положение Тибета оказало не последнее значение на формирование тибетского буддизма и его особенностей (примерно то же самое случилось, например, с Китаем и Японией и чань/дзен соответственно — везде буддизм как бы ассимилировался, впитал в себя местные добуддийские учения).
alisa18
16 авг, 2012 16:42 (UTC)
А как по твоему связано многомужие с этим?
jimmka
15 авг, 2012 15:36 (UTC)
ооооо, а еще я тебе рекомендую почитать Березина, называется священные буддистские и мусульманские войны. Тибетцы совсем не пушистые котики, ты узнаешь очень многое о становление буддизма в Тибете.
efirnaja
15 авг, 2012 19:15 (UTC)
да, класс. Лама об этом все время рассказывает.
alisa18
16 авг, 2012 16:42 (UTC)
а я как то пропустила :)
magictpa
16 авг, 2012 07:00 (UTC)
Вот тебе оригинал, автор (а как она про балет пишет!!!) и продолжение.

А если о моем опыте с тибетцами, это везде и всюду, и стоит забыть - как натыкаешься.
О том, что у матери нашего настоятеля было трое мужей, я знала. Нифига не братьев, интересно, они были одновременно или по очереди )) Но она то красавица писанная, сейчас ей наверно глубоко за 60, если не за 70, и все равно красивая.
А вот что мой драгоценный ДК из такого семейства, я узнала всего пол года назад. Учитель, говоря о заболевшем родственнике, выразился "мой старший отец", имея ввиду дядю, старшего брата отца и тоже мужа его матери. У них в семье знают от кого каждый ребенок ))

Кстати, теперь перестали. Все девицы и молодые парни хочуть любофф как в Болливуде.
alisa18
16 авг, 2012 16:57 (UTC)
где оригинал? ссылки нету :((

а помоему это прикольно :)
magictpa
17 авг, 2012 00:42 (UTC)
Ой, странно, я же вставила ссылку
http://m-petra.livejournal.com/35475.html

Да не, не прикольно по моему. В Тибете к женщинам до недавнего времени относились как к имуществу со всеми вытекающими. В деревнях до сих пор девок читать не учат - зачем. А то из этой истории может возникнуть ощущение некого матриархата, которого и в помине не было. Хотя, если подумать о том, что до момента захвата Тибета китайцами там было классическое крепостное право, то ситуация с женщинами которых покупали, продавали,отдавали вместо долга за пиво и тд - вполне логична.
alisa18
17 авг, 2012 11:08 (UTC)
да, я тоже представила такой милый теплый матриархатик :))))
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Март 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов



Сайт о том, как быть счастливым


Карта друзей

Помощь блогеру
Разработано LiveJournal.com